froggy_blonda (froggy_blonda) wrote,
froggy_blonda
froggy_blonda

Рим. Часть третья. Империя начинается.

У императора Августа не было наследников и после смерти трон достался его пасынку Тиберию, сыну его жены от первого брака. Шел 14-й год нашей эры. И был Тиберий даже вполне неплохим императором. Правда, скуповат, он прекратил финансирование строительства за счет государственной казны, за исключением храмов и военных нужд, прекратил выделять деньги на игры. В то же время в неотложных случаях он не скупился. Так что даже его скупость пошла на благо империи.

Во время его правления происходит Распятие Христа. И по земле начинает свое шествие новая религия - христианство. Вся история с Иисусом Христом происходила в Палестине, которая была в то время под властью Рима. Поэтому как только религия появилась, она пришла в Рим.

В период империи город словно распался на две части: Рим низин и Рим холмов. На римских холмах обычно селились состоятельные люди. Они строили особняки, разбивали парки и сады. Особенно популярен был холм Палатин, соседствующий с Капитолием. Именно он дал Европе слово "дворец" - палаццо, palace, палаты...





Основное же население города жило в многоэтажных инсулах. Квартиры в этих домах были как для зажиточных римлян, так и для самых бедных. Остатки одной инсулы сохранились прямо у подножия Капитолия.

На каждый этаж с улицы вела своя кирпичная или терракотовая лестница. Здание инсулы было лишено каких-либо украшений, оно даже не было оштукатурено. Только в инсулах с дорогими квартирами вход украшали кирпичные колонны или пилястры. Стены оживляли лишь ряды окон и деревянных балконов. Инсулы строили разными по планировке и по величине.



Римляне умели обогревать свои жилища горячим воздухом. Обогрев применяли в банях, в отдельных комнатах богатых усадеб и на первых этажах инсул. Возле помещения, которое необходимо было обогревать, в земле складывали 4-угольную печь со сводом. По специальному каналу горячий воздух поступал в подвал и нагревал мраморный пол комнаты. Прогревание шло медленно, и тепло сохранялось очень долго. Для обогревания стен в них прокладывали трубы, по которым из подвала шел горячий воздух. Состоятельные римляне приобретали также специальные отопительные приборы, напоминающие русские самовары, где кипятилась вода. Кроме того, обогревали помещения простыми жаровнями из бронзы или меди.



Для освещения в домах использовали светильники и свечи. При малейшей неосторожности в инсулах вспыхивал пожар, погасить который было нечем, так как в доме не было воды. Водопровод проводил к себе в квартиру только домовладелец. Остальные жители должны были покупать воду у водоносов или набирать ее в ближайшем колодце или фонтане.

В римских инсулах не было уборных. Их жители должны были пользоваться общественной уборной или же выносить нечистоты на улицу в общую навозную кучу. Ленивые римляне частенько выплескивали отходы прямо из окон на улицу. В дни осеннего ненастья в инсулах становилось холодно и неуютно. Стекло было очень дорогим (но оно уже было!), и в оконные рамы, как правило, вставляли слюду, плохо пропускающую свет, или же навешивали на окна деревянные ставни с небольшими прорезями.



После Тиберия - краткое, но "яркое" правление императора Калигулы.
За Калигулой следует почти спокойное царствование Клавдия (при котором происходит завоевание римлянами Британии и основание Лондона).

А вот следующим во времени императором Рима становится Нерон. Его полное имя Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик. Императором он стал в 16 лет, и поначалу показал себя прекрасным администратором и расчетливым правителем. А потом началось...



Нерон начал постепенно отходить от управления страной. Все больше и больше его интересы сосредотачивались на искусстве. Вообще-то Нерон с детства любил петь, сочинял пьесы и стихи, участвовал в соревнованиях поэтов и спортивных состязаниях, увлекался чеканкой. Он очень любил когда его встречали на сцене аплодисментами. Казалось бы, ну и что в этом такого? Но если этим занимается правитель великой империи... это несколько экстравагантно. Чем дальше - тем больше. Он постоянно выступал на сцене театра в ролях богов, богинь и героев в спектаклях на мифологические сюжеты. На арене цирка его знали как азартного кулачного бойца и циркового возницу. Вообщем вел себя абсолютно неподобающе императору. И все чаще возникали ассоциации его с еще не забытым Калигулой, который тоже любил "искусство" и вел разгульный образ жизни. Все бы ничего, но и власть он не собирался выпускать из рук, фактически полностью отодвинув Сенат. Сенат, конечно же, такое положение вещей не устраивало и он стал распространять мнение, что мания величия поразила разум Нерона.

Ко времени правления Нерона относят первые гонения на христиан.

Апостол Петр, один из 12 учеников Христа, пришел в Рим проповедовать христианство. Считается, что он был основателем Римской церкви и католики почитают его как первого папу.


Фото из интернета

По церковному преданию, святой Петр проповедовал в Риме и уже был "взят на заметку" властями, так что оставаться в городе ему было опасно. Христиане уговорили его уйти чтобы спастись. В конце концов Петр внял уговорам. Но как только он миновал городские ворота (а шел он все по той же Аппиевой дороге)



как вдруг видит - идет навстречу ему Иисус с крестом на плечах. Апостол поклонился ему и спросил: «Куда идешь, Господи?» По латыни эта фраза звучит "Quo vadis, Domine?", а мы еще привыкли к варианту "Камо грядеши?". Христос ответил, что идет в Рим для того, «чтобы снова быть им распятым». Сказал и исчез. Только след на камне остался. Сейчас этот камень с отпечатком ног Христа хранится в катакомбах Святого Себастьяна (там же, на Аппиевой дороге). А на месте встречи Святого Петра и Иисуса в IX веке поставили церковь, которая так и называется Domine Quo Vadis (и в ней копия того камня).

Петр понял, что должен пострадать за Иисуса. Он вернулся в Рим, его схватили и бросили в Мамертинскую тюрьму.



Вернее тогда она называлась Туллианской, поскольку считалось, что ее построил один из царей древнего Рима Сервий Тулий приблизительно в 550 году до н.э. Carcer Tullianum, по-русски Карцер (еще одно знакомое слово, кто бы подумал, что оно столь древнее?) Туллианум. Поначалу это был резервуар, высеченный в скале, в котором хранилась вода, снабжавшая Капитолий. Со временем резервуар засорился и его приспособили под тюрьму. В ней камеры размещались одна над другой. Из нижней камеры выхода не предусматривалось. Преступника кидали туда, остальное довершали голод, сырость и крысы. Позднее все-таки сделали лесенку. Вот туда и бросили Петра. Пока он там сидел - успел обратить в христианство и покрестить своих охранников.



С VIII века тюрьма стала называться Мамертинской, а в XVI веке -построена церковь Сан-Джузеппе-деи-Фаленьями и капеллу San Pietro in Carcere.



И всё-таки вернувшийся в Рим Пётр был распят. Единственное о чем он просил - чтобы он не был распят так, как его учитель. И, выполняя просьбу, его распяли вниз головой. И тут же похоронили. Римский закон о захоронениях был точен и милосерден - тело любого человека, даже казненного преступника, передавалось друзьям или родственникам. Поэтому и тело распятого Христа выдали по первому требованию. И тела христианских мучеников после смерти выдавались верующим для подобающего захоронения. Поэтому мощей святых сохранилось немерено.

После смерти Апостола Петра - первого папы Римского, от него пошел "отсчет" римских пап. Нынешний папа, Бенедикт XVI - 265-й по счету.

В ночь с 18 на 19 июля 64 года случился один из самых страшных пожаров в истории Рима. И бушевал он 5 дней. Когда начался пожар, Нерона не было в городе. Это сейчас звучит странно, но уже тогда Нерона интересовала экология, и он часто ездил по окрестностям Рима, изучая окружающую среду. Незадолго до пожара Нерон озвучил свое желание построить в центре Рима огромный дворец. Даже не просто дворец, а целый дворцово-парково-дачный комплекс. Но где его строить, если все потенциальные площади под строительство уже заняты? Поэтому когда случился пожар, почти сразу же врзникли подозрения, что Нерон сам его и устроил, чтобы расчистить для себя строительную площадку.



Узнав о пожаре, Нерон тут же вернулся в город. Он наблюдал за пожаром с безопасного расстояния на башне дворца на холме Пинчо. По легенде он был при этом одет в театральный костюм, играл на лире и декламировал поэму о гибели Трои. Кто знает, было ли это? Кто знает...

На холме Пинчо за 100 лет до этих событий стоял удивительный дворец Лукулла, где он давал свои знаменитые пиры, слава о которых докатилась до наших дней. Дворец этот простирался по холму почти до самой Испанской лестницы.



Внизу - площадь Пополо. В центре площади - Египетский обелиск, который был древним уже тогда, когда Август привез его из Египта и поместил в центр цирка Максимус. На площади 3 церкви, и все они посвящены Деве Марии. С именем Нерона связана одна из них, Санта-Мария-дель-Пополо. Но об этом чуть позже.


Фото SvetaSG

Нерон сразу же организовал спасательные команды для спасения города и людей и открыл свои дворцы для оставшихся без крова людей. А потом выдал денежную компенсацию пострадавшим от пожара римлянам. А еще он разработал новый план строительства города. В нем Нерон установил минимальное расстояние между домами, минимальную ширину новых улиц, обязал строить в городе только каменные здания, а также все новые дома строить таким образом, чтобы главный выход из дома был обращен на улицу, а не во дворы и сады.

Пожар - страшное бедствие. И когда такое происходит - от правителя требуют назвать виновников и покарать. Нерон обвинил в поджоге Рима христиан и устроил их массовую публичную казнь на арене амфитеатра. Христиан обернули в просмоленные шкуры и, привязав к столбам, сожгли заживо. Их называли потом "Факелами Нерона".


Фото SvetaSG

После пожара площадь под дворец освободилась и Нерон стал его строить. "Золотой дом", который занял склоны трех холмов. Площадь застройки была такой обширной, что в народе ходила шутка: «Римлянам остается только одно - переселиться в соседний город». При строительстве этого сооружения архитекторы применили бетонные своды, перекрывавшие огромные залы дворца без опорных столбов. Стены дворца, благодаря хитроумному устройству, поворачивались вслед за солнцем. Одно из сохранившихся помещений перекрыто крестовыми сводами, которые будут стоять века.



Высота потолка в "прихожей" была около 35 метров и там стояли гигантские статуи. В одной комнате был раздвигающийся потолок: он вдруг разверзался и на собравшихся сыпались цветы и лились благовония. В другой комнате был устроен планетарий, приводимый в движение специальными механизмами. Вот так она предположительно могла бы выглядеть:


Фото из интернета

Убранство дворца изобиловало драгоценными камнями, золотом, перламутром и было удивительно пышным. Фантастически прекрасная роспись на стенах.


Фото из интернета

Вокруг сооружений Золотого дома были разбиты роскошные сады. В одном из них установили огромную бронзовую фигуру Нерона в виде знаменитой статуи Колосса Родосского. У ног гиганта на месте болота был выкопан обширный котлован, который заполнили соленой морской водой. Получившееся озеро символизировало море.
Подробно про Золотой Дом https://lookitaly.ru/zolotoj-dom-nerona/

На глазах у римлян город поднялся из пепелища, и это был уже совсем другой Рим. Именно этим великолепным городом, столицей великой империи, не уставали восхищаться люди вплоть до самого его падения.



В 68 году Нерон въехал в этот дворец и, как говорят, произнес: "Наконец-то я живу как человек". Но не суждено ему было пожить в нем. В это же время Римские легионы подняли восстание против него.

Восстание разрасталось, даже практически все ближайшие слуги в открытую перестали подчиняться приказам императора. Нерон вернулся в Рим, во дворец на Палатине. Охраны дворца не было. Он отправил всем тем, кто обычно участвовал с ним во дворцовых оргиях, приглашения во дворец. Никто не откликнулся. Он пошел по комнатам дворца, но тот был пуст. Нерон искал солдата или гладиатора, чтобы тот мог заколоть его мечом. Во дворце были только рабы. Вскричав «У меня нет ни друзей, ни врагов?», Нерон выскочил из дворца, в компании четверых преданных слуг Нерон добрался до виллы и приказал слугам выкопать для него могилу. Повторяя раз за разом фразу «Какой великий артист погибает!» он стал упрашивать одного из слуг заколоть его кинжалом. Вскоре послышался стук копыт. Поняв, что это едут его арестовывать, Нерон собрался, произнес строфу из «Илиады» «Коней, стремительно скачущих, топот мне слух поражает», и перерезал себе горло. Когда всадники въехали на виллу, они увидели лежащего в крови императора. Тот был все еще жив. Один из всадников попытался остановить кровотечение, но было поздно. Со словами «Вот она — верность», Нерон скончался.



Пепел Нерона после его смерти забрала его любовница (или тут уместнее сказать возлюбленная, потому что их связь продолжалась всю жизнь) по имени Акта и он хранился у нее, а после ее смерти - она завещала похоронить себя рядом с ним. В XII веке стали ходить слухи, что призрак Нерона разгуливает по холму и имеет обыкновение сидеть в обществе зловещих ворон под старой орешиной. И чтобы изгнать дух императора было решено построить церковь. Для этого тогдашний папа Римский собственноручно вырубил тополя, росшие на этом месте.

От той церкви теперь ничего не осталось, на ее месте теперь стоит церковь Санта-Мария-дель-Пополо.



Отношение к смерти Нерона было неоднозначно. Обычно говорят, что римляне приветствовали смерть Нерона, однако есть сведения, что Сенат и верхние классы общества были рады смерти императора, а нижние классы наоборот были опечалены таким оборотом событий. В восточных провинциях смерть императора оплакивали еще долгое время, и объявилось даже несколько "лже-Неронов".

Имя Нерона было стерто с нескольких монументов, а под многими его изображениями поставили другие имена.

Многие века спустя развалины Золотого дома были раскопаны средневековыми археологами. Рафаэль и другие художники эпохи возрождения, гляда на развалины сверху, принимали их за пещеры или гроты. Они спускались на веревках в эти гторы и лихорадочно перерисовывали древнюю римскую настенную роспись. Они называли ее pittura grottesca, отсюда и пошло слово "гротеск".


Фото из интернета

С колоссом произошла не менее интересная история. Ему пришлось притерпеть множество изменений. Последующие императоры то изменяли лицо, "вставляя" статуе свои черты, то полностью заменяли голову, приставляя свою собственную. В конце концов статуя... исчезла. Как можно было потелять такую огромную штуковину? Загадка истории. От нее остался только кусок постамента.



И на нем "гладиаторы" ищут желающих сфотографироваться с ними.
Tags: italia, italy, roma, rome, Италия, Путешествия, Рим
Subscribe
promo froggy_blonda september 5, 2009 14:25 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Считается, что название города происходит от римского "Лондиниум", что означало "неистовый", хотя есть и иные предположения: от слова Lond (Дикое, заросшее лесом место), от кельтских слов Llyn (озеро) и Dun (укрепление), от древнеевропейского слова Plowonida, что означает "Разливающаяся река".…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments