froggy_blonda (froggy_blonda) wrote,
froggy_blonda
froggy_blonda

Categories:

Рим. Часть четвертая. Колоссеум.

С Нероном закончилась династия Юлиев-Клавдиев. Четверо претендентов на титул императора развязали гражданскую войну, продолжавшуюся весь следующий год. Все четверо примерили на себя пурпурные тоги римских императоров. Причем двое, Отон и Вителлий, в своих речах обещали римлянам продолжение того политического и экономического курса, который вел Нерон. В самом конце июня 69 года войска командующего восточными легионами Веспасиана из рода Флавиев вступили в Рим, где он и был провозглашен императором, основав тем самым новую династию — Флавиев.


Фото SvetaSG



Сенат после всего этого задумался, наследование трона империи не слишком им понравилось. И было принято решение опять позволить выбирать императоров. Причем следующий император может не быть потомком предыдущего и, вообще может не быть связан с ним родственными узами. Веспасиан - первый из таких.


Фото SvetaSG

Веспасиан старается стереть с лица Рима практически все, что связано в Нероном. Он разрушил Золотой дом (вот зачем спрашивается?), а на месте озера-моря начал строительство гигантского сооружения в виде эллипса. Сооружение вначале называлось амфитеатром Флавиев. Свое настоящее название этот амфитеатр получил в Средние века: Колизей от латинского слова «колоссеум» — «колоссальный». Это произошло либо вследствие огромных размеров амфитеатра, либо римляне даже в средние века все еще помнили о «Колоссе Нерона»

Итак, бывшее болото, пробывшее недолго озером. Удивительно то, что такое колоссальное сооружение было построено на болоте и на протяжении всех прошедших веков его огромный вес покоился на искусственных опорах, стоящих в воде. Как вообще удалось возвести его на такой почве - загадка строительного искусства.

Колизей состоит как бы из четырех этажей. Первые три этажа – сплошные арки, на втором и третьем этажах в них стояли скульптуры римских воинов, на всех этажах были установлены колонны с капителями. На первом этаже колонны выполнены в дорическом стиле, на втором – в ионическом, на третьем – в коринфском. Четвертый этаж – это глухая стена.


Фото SvetaSG

Конструкция здания Колизея была тщательно продумана древними архитекторами. Основу конструкции составляют арки и своды. Это самая характерная деталь римского зодчества. Именно эти формы стали традиционными для Рима и вошли в историю мировой архитектуры как оригинальный вклад римских зодчих. Они практически неразрушаемы. Их действительно можно назвать вечными. Сразу вспоминается замок Даннотар в Шотландии. Все разрушилось, кроме построенного "по римской технологии".

Первоначально Колизей предполагалось использовать для выступлений гладиаторов и травли зверей, но функции амфитеатра с годами расширялись, и на его арене впоследствии устраивали демонстрацию сухопутных и водных сражений. Для водных сражений арену наполняли водой с помощью специального акведука. Пригодилась старая система шлюзов и каналов Золотого Дома, позволявшая впоследствии за считанные минуты затоплять арену водой. На искусственное озеро спускали большие настоящие корабли.



Места для зрителей окружали арену со всех сторон. Исследователи очень осторожно называют цифру, сколько зрителей он в себя вмещал. Приблизительно от 50 до 90 тысяч человек!

Площадка, где непосредственно происходило действие, была размером 54 х 86 метров и опиралась на систему террас. Ее деревянный настил посыпали песком, а по-латыни песок - harena. С тех пор площадка для представлений так и называется - арена. Размеры арены позволяли одновременно сражаться 3 тыс. пар гладиаторов. Арена была отгорожена от зрителей 4-метровой стеной.



Под зрительскими местами проходили горизонтальные коридоры, а чтобы ярусы были достаточно освещены, наружные стены представляли собой ряды арок. В нижнем ряду такие арки служили входами на трибуны. В проемах верхних ярусов стояли статуи, напоминая строй солдат на параде.

Верхний ярус Колизея, словно щетиной, был утыкан множеством деревянных мачт. С помощью особой системы канатов и блоков на мачты натягивался парусиновый тент, чтобы зрители были защищены от дождя и южного палящего солнца. В дни популярных представлений бесконечные толпы зрителей вливались через арочные входы в амфитеатр. При входе и выходе из Колизея никогда не было давки, так как внутри места располагались отдельными секциями, отгороженными лестницами, а 80 коридоров нижнего яруса разбивали всю зрительскую массу на отдельные потоки по 600 человек в каждом.



Зрители рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Присутствие женщин не поощрялось - вне зависимости от звания они могли смотреть представления лишь на самой "галерке" вместе с плебсом. Исключение составляли весталки, им были выделены официальные места. Если на представлении присутствовала императрица, то она сидела вместе с ними.



Гладиаторов привозили на колеснице, они выстраивались и обходили парадом арену. Поравнявшись с императорской ложей гладиатор простирал правую руку и произносил знаменитые слова: "Здравствуй, цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!"

По знаку императора начиналась схватка.



Иногда перед "основным" представлением на сцену выпускали толпу грабителей, убийц, разбойников, разных преступников, приговоренных к смертной казни, раздавали им оружие и заставляли убивать друг друга. Поскольку христиане считались преступниками, то и их тоже выпускали на эту арену. А поскольку христиан нельзя было заставить убивать друг друга, на них выпускали диких зверей (хотя сейчас это оспаривается, документальных подтверждений таким церковным легендам пока не найдено).



Длились эти представления (которые обычно называли играми) неделями, а то и месяцами. Зрители постоянно то приходили, то уходили... В честь открытия Колизея в 80 году игры длились ровно 100 дней. Их так и назвали, "стодневные игры". Частенько зрители спали прямо здесь, на скамьях. Тут же ели принесенную с собой еду. Каждому зрителю бесплатно отсыпалось по мере муки, чтобы не приходилось слишком часто возвращаться домой за порцией еды. Возможно, в те времена и родилась фраза "Хлеба и зрелищ". Кстати, не подкрепиться ли нам?


Фото SvetaSG

Вообще-то изначально гладиаторские бои были частью погребального и поминального обряда этрусков. Бои должны были умиротворять души умерших. Впервые увидев этот обряд в 264 г. до н.э. люди пришли в восторг от увиденного, настолько зрелище было необычным и захватывающим. Римляне переняли этот обычай устраивать такие бои, называя их "погребальными играми". Но постепенно они превращались просто в увеселение.


Фото SvetaSG

Еще одна известная фраза связана с Колизеем - "Деньги не пахнут".

Создание такого грандиозного строения как Амфитеатр Флавиев требует довольно больших денег. А это всегда проблема. Веспасиану приходилось быть изобретательным и придумывать все новые налоги для пополнения казны. Налоги, конечно, никому не нравится платить (уж кто как не мы, бухгалтеры, это знаем). И никогда не нравилось. Поэтому Веспасиан с его "изобретениями" не был популярным правителем. При этом, надо отдать ему должное, он никогда не покушался "на последнее", так что народ роптал, но этим дело и заканчивалось. Как бы ни были велики налоги, они были "подъемны" для населения.



И вот внимание Веспасиана привлекли "латрины" - общественные туалеты. Кстати сказать, это были вовсе не те "домики неизвестного архитектора", которые всплывают перед нашими глазами сейчас. Это были роскошные постройки, с украшениями, мозаичными полами, фонтанами и мраморными отхожими местами. Римляне ходили в туалет как в клуб, поделиться новостями, "на других посмотреть и себя показать", и просто приятно и с пользой провести время. Тем более что, как я уже говорила (во второй части) в домах римлян туалетов не было и все пользовались общественными. И все общественные латрины были бесплатными. Между прочим, у римлян был даже бог туалетов - Крепит, и бог земли и отходов - Стертиций, и богиня подземных вод Клоакина, так что к вопросу отправления естественной нужды римляне относились очень серьезно.


Фото SvetaSG

Веспасиан понимал, что игнорировать посещение общественных туалетов римляне не смогут, не захотят и не станут. И он стал первым в истории, кто ввел плату за посещение общественных туалетов. Возмущению обиженных таким нетрадиционным решением горожан, конечно же, не было предела, но... деньги платить все-таки приходилось.

Сын Веспасиана, Тит, тоже был среди противников этого нововведения и попытался "образумить" отца, сказав, что это низко - добывать деньги подобным образом, что от этих денег воняет. Папа-император достал горсть монет и предложил сыну понюхать их.
- Ну, чем пахнут?
- Ничем, - принюхавшись ответил сын.
- Странно, а ведь они - из мочи… - задумчиво произнес отец.

Со временем эта фраза трансформировалась в известное выражение "Деньги не пахнут".



С расцветом и упрочением христианства на территории Римской империи кровавые гладиаторские бои стали сходить на нет (ведь эта религия запрещает кровопролитие), а потом и вовсе запрещены. Какое-то время на арене еще продолжалась травля животных, но вскоре запретили и ее. Колизей медленно но верно приходил в упадок.

Ему был нанесен значительный урон при набеге норманнов в 1087 г. , потом при нашествии немецких ландскнехтов в 1527 г... В средневековый период Колизей использовали как городскую каменоломню, что окончательно превратило грандиозное здание в руины. Впрочем, в тот период все в Риме строилось из материалов, получаемых методом разрушения древних строений. Сиденья исчезли, не сохранилась великолепная облицовка стен. Статуи растащили для украшения дворцов.



Из стройматериала, вывезенного из Колизея, в эпоху Средневековья было построено 6 церквей и 23 дома для знатных семей. Даже обломки мрамора пережигались в известь. Из материалов Колизея было возведено здание папской канцелярии палаццо делла Канцеллария, палаццо Венеции, палаццо Фарнезе.

Тогда же за Колизеем закрепилась слава мистического места, где вызывали духов. Одним из таких "вызывателей" был скульптор, живописец и ювелир, удивительный человек Бенвенуто Челлини. Рассказ о том как он вызывал духов в Колизее он описал в своих мемуарах. Он пришел туда с некромантом ночью. Челлини пишет: "Длилась эта штука полтора с лишним часа; явилось несколько легионов, так что Кулизей был весь переполнен." Через несколько дней они снова отправились «в Кулизей». Некромант опять принялся за заклинания, и, как рассказывает Челлини, "весь Кулизей наполнился в сто раз больше, нежели они то учинили в тот первый раз. Я, который боялся столько же, сколько и они, старался этого не показывать и всем придавал изумительнейшего духу; но я считал себя наверняка мертвым из-за страха, какой я видел в некроманте". На рассвете духи исчезли, а некромант сказал, что таким страшным делом не следует заниматься из-за пустяков, а надо у духов узнать, где находятся клады. Но при всей авантюрности характера, алчность была чужда Челлини, и он участвовать в этом отказался.



Первым за Колизей вступился папа Бенедикт XIV, вступивший на папский престол в 1740 году. Он приказал прекратить это безобразие по разграблению Колизея. И в знак того, что на этой арене пролита кровь многих сотен христиан, поставил в центр огромный крест, возле которого поставили алтари.

Сейчас Колизей представляет собой - огромный амфитеатр с наполовину обвалившейся наружной стеной. И одновременно символ Рима. Говорят, пока стоит Колизей - будет стоять Рим. Пока будет Рим - будет существовать наш мир


Фото с google earht
Tags: italia, italy, roma, rome, Италия, Колизей, Путешествия, Рим
Subscribe
promo froggy_blonda september 5, 2009 14:25 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Считается, что название города происходит от римского "Лондиниум", что означало "неистовый", хотя есть и иные предположения: от слова Lond (Дикое, заросшее лесом место), от кельтских слов Llyn (озеро) и Dun (укрепление), от древнеевропейского слова Plowonida, что означает "Разливающаяся река".…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments