
Об императоре Траяне сохранились свидетельства современников. Свою деятельность в римском обществе он начал простым легионером. Он обладал необычайной физической силой и нечеловеческой выносливостью. Траян любил пробираться через лесную чащу, выслеживая диких зверей, покорять вершины гор и утесов, ему нравилось плыть на веслах по штормовому морю. Он в совершенстве владел всеми видами оружия, его привлекала военная походная жизнь с ее скудным рационом и неустроенным бытом. Траян всегда вышагивал впереди легиона. Даже став императором, он ходил по Риму пешком.
Придя к власти, Траян избавил общество от многочисленных доносчиков - всех их по его приказу утопили в море. Он прекратил все судебные дела по обвинению в оскорблении императорской особы и государственного строя. Траян не раз высказывал следующую мысль о своем правлении: «Я хочу быть таким императором, какого бы я сам себе желал, будь я подданным». Вообщем, был вполне приличным императором, и даже более.
После смерти его прах в золотой урне был привезен в Рим и замурован в цоколе колонны на форуме его имени. На вершине колонны римляне установили его статую.
В дальнейшем время правления Траяна называли "счастливейшим веком", а каждому императору, вступавшему на трон, желали быть лучше Траяна и счастливее Августа. Имя Траяна носят рынок и Форум, а еще парк (где находятся развалины Золотого дома Нерона) и термы в этом парке.
Траяна у власти сменил Адриан (правил в 117-138 годах). Именно при нем был построен один из символов Рима - Пантеон.
На месте римского Пантеона еще в 27 г. до н. э. было построено языческое святилище. Его возвел зять императора Августа, выдающийся полководец Марк Веспасиан Агриппа, на свои личные средства. Агриппа собирался посвятить храм императору, но Август не пожелал становиться богом при жизни, и храм тогда посвятили всем богам. Отсюда и название храма - Пантеон, что на греческом языке буквально означает «храм всех богов».
Но этот храм был посвящен не всем, а только семи богам, тем, чьими именами названы планеты Солнечной системы. Их статуи были размещены в семи нишах внутри здания. Не простояв и ста лет, Пантеон сильно пострадал от удара молнии и пожаров. И вот во время правления Адриана храм был полностью перестроен, а на фасаде здания было увековечено имя создателя первого храма: Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». От облика прежнего Пантеона остались лишь гранитные колонны.

К ним был пристроен круглый огромный зал с необыкновенным куполом, который в своем первоначальном виде был вызолочен, символизируя «золотой свод небес». От косого солнечного луча, прорезающего не имеющее окон помещение, в нишах сгущаются тени, что производит странное, жутковатое впечатление. Пантеон не отличается пышностью убранства, но крупнейший купол, венчающий это здание, так и не смогли превзойти лучшие архитекторы мира.
В «небесное окно» никогда не попадают капли дождя, несмотря на значительные размеры отверстия (9 м в диаметре). Благодаря точным инженерным расчетам «око Пантеона» выполняет роль вентиляционной отдушины, через которую устремляются наружу потоки теплого воздуха из помещения и препятствуют попаданию дождевых капель. Существует легенда, что для возведения купола была использована огромная куча мусора, насыпанная внутри здания. Рассказывают, что, чтобы убрать ее после строительства, император Адриан приказал спрятать среди мусора несколько слитков золота. А потом вход открыли всем желающим, и в поисках золота эти кучи мусора были оперативно расчищены.
Фото SvetaSG
Стены Пантеона были когда-то облицованы драгоценными сортами мрамора, а крыша - золочеными плитками. Римляне сусального золота не знали и клали настоящее. В потолке было много бронзы. Пантеон должен был казаться людям золотой горой.
В 663 году император снял мрамор и золото и увез его для украшения Константинополя. Но до места назначения груз не доехал и плитка оказалась утерянной. А бронза с потолка пошла на пушки. Их из нее получилось целых 80, и их установили в Замке Святого Ангела.
Бронзовым дверям Пантеона чудом удалось спастись (не считая покрывавших их золотых пластин).
В 609 г. император Фока разрешил папе Бонифацию IV превратить Пантеон в христианский храм. Сюда доставили из катакомб останки христианских мучеников. Внутри храма поместили престол, где до сегодняшнего дня стоит икона Божьей Матери, написанная (по преданию) рукой евангелиста Луки.
Храм посвятили Божьей Матери и всем великомученикам и назвали Санта-Мария-делла-Ротонда.
Великий Рафаэль завещал похоронить свое тело в Пантеоне, «объединившем в себе небо и землю, богов и людей». Завещание Рафаэля было выполнено, и после его смерти, 6 апреля 1520 г., древний храм получил новое назначение: он стал усыпальницей великих людей. С этого времени слово «пантеон» стало нарицательным. Во многих странах появились мавзолеи с таким названием.
В первой половине XVII в. по приказу папы Урбана VIII Барберини с Пантеона была снята вся позолоченная бронза для отливки огромного балдахина в соборе Святого Петра.
Рядом с Пантеоном - Храм Адриана (Tempio di Adriano), который является ярким примером слияния древности и современности. Античное здание на Марсовом Поле, в честь обожествленного императора Адриана возводит в 145 г. его приемник Антонин Пий. В 1695 г. выжившие 11 колонн, карниз, боковая стена и подиум храма Адриана были включены Карлом Фонтана в новое архитектурное строение, где разместилась Таможня Ватикана. А в настоящее время здание используется в качестве штаб-квартиры Фондовой Биржи.
За несколько лет до смерти Адриан начал строительство своего мавзолея на правом берегу Тибра.
А к нему был выстроен замечательный мост через Тибр, украшенный прекрасными статуями. Мост Адриана.
Этот мемориал стал последним крупным строительством в Риме периода империи. И гробницей императора Адриана.
150 лет спустя настали совсем неспокойные времена, город обнесли стеной, а мавзолей Адриана стали использовать как крепость.
В 590 году на Рим обрушилась эпидемия чумы. Справиться с ней никак не могли, и тогдашний папа римский предложил провести шествие через весь город. Когда шествие достигло мавзолея Адриана, люди увидели, что над его крышей парит сияющая фигура с мечом в руке, в которой "узнали" Архангела Михаила. Михаил вложил меч в ножны. Люди сочли, что это знак того, что эпидемия должна закончиться. И действительно, чума отступила, оставила город. В честь этого события мавзолей Адриана переименовали в Замок Святого Ангела. И установили на него фигуру архангела.
Правда фигуре этой не сильно везло и несколько раз устанавливали новую. Несколько раз в фигуру попадала молния, а однажды пришлось переплавить, чтобы выковать оружие.
Поскольку замок был вполне неприступной крепостью, то папы римские стали использовать его по прямому назначению. В случае опасности они укрывались в стенах замка, куда из Ватикана был проделан тайный ход (действующий и поныне).
Фото SvetaSG (Света, прости, обрезала твое фото).
За свою долгую историю замок служил еще и тюрьмой и здесь содержались практически все известные ученые мужи средневековья, обвиняемые в ереси - и Галилей, и Джордано Бруно. В большинстве случаев условия содержания были вполне сносные, хотя часть камер была устроена в вентиляционных шахтах, где узник не мог даже повернуться. За все это время из этой тюрьмы был совершен только один побег, и совершил его художник-скульптор-ювелир-авантюрист-и-и
Вместе с мавзолеем переименовали и мост Адриана. Он стал мостом святого ангела. По нему паломники шли к святыням Ватикана. И однажды, в 1450 году, мост рухнул, погибло более 200 человек.
Мост восстановили, а заодно стали на нем устанавливать статуи ангелов (Бернини к ним тоже руку приложил). Одновременно с этим на мосту стали вывешивать тела казненных преступников. Наверное, смотрелись мертвые преступники в компании ангелов довольно странно.
Марк Аврелий стал последним приличным римским императором и правил с 161 по 180 г.
Портреты и памятники Марка Аврелия оставили о нем память как об императоре, признавшем огромное значение духовности в жизни. Очень современно и мудро звучат его слова о поведении человека в сложном окружающем мире: «Живи не так, как будто тебе предстоит прожить десять тысяч лет. Судьба не ждет. Пока живешь, пока можно, стань хорошим».
Конная статуя.Конная статуя Марка Аврелия — единственная античная конная статуя, дошедшая до наших дней. Во времена средневековья христиане активно уничтожали все "языческие" постройки и статуи, искореняя старую религию. От переплавки статую спасло лишь то, что Марка Аврелия приняли за императора-христианина Константина. В эпоху Возрождения Микеланджело сделал постамент для статуи, и памятник установили на площади Капитолия.

Где стояла статуя раньше, неизвестно, но место, выбранное для нее Микеланджело, кажется безупречным. Когда-то под передним правым копытом коня Марка Аврелия корчилась ничтожная фигурка поверженного варвара, но она "по пути" где-то потерялась.
Время правления Марка Аврелия Антонина было последним затишьем перед бурей. Целое столетие после этого Римскую империю сотрясал непрекращающийся кризис. Нескончаемые крестьянские восстания, мятежи в армии, вторжения варваров на территорию страны, стремление колониальных владений к независимости. Императоры сменяли друг друга, убивая своего предшественника, и с помощью легиона поддержки воцарялись на римском троне. Их называли «солдатские императоры».
Journal information