froggy_blonda (froggy_blonda) wrote,
froggy_blonda
froggy_blonda

Categories:

Хорватия, ч. 2

Первая наша экскурсия - на север от Макарской ривьеры. Проезжаем (увы, мимо) городок Омиш, расположенный в гигантском устье реки Цетина, а с другой стороны - Мозорские скалы.





Поселение под названием Онеон существовало на месте Омиша еще с римских времён. В VII веке вся береговая линия района была заселена славянами, которых называли также неретванами по названию реки Неретвы, впадающей в море южнее Макарски. А окружающая область называлась Паганией за то, что слишком долго была языческой.

А еще Омиш славен тем, что здесь «свили разбойничье гнездо неретвинские пираты». Конкуренты Джека Воробья. Слава об омишских пиратах разнеслась по всему свету - они грабили венецианские (и не только) суда. А в 998 году хорватскими пиратами даже были украдены венецианские девушки-невесты. Легенда говорит, что молодые венецианцы бросились в погоню и сумели отбить своих прекрасных невест. В честь успешного завершения спасательной операции был организован большой праздник. Так было положено начало знаменитым венецианским карнавалам. И по сию пору ежегодно карнавал открывается старейшим венецианским праздником - Festa delle Marie, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами.



А еще питаты устроили ловушку для кораблей, которые их преследовали, в устье реки. Они протянули канат с прикрепленными к нему топорами, старыми якорями.... И когда приближался карабль погони, натягивали его. Днище корабля-приследователя было пробито и им уже было не до погони за пиратами. А те по реке уходили вглубь материка и прятались. Это нам гид рассказала, в литературе этой легенды пока не нашла.



Причем век пиратства в этих местах был ооооочень долог. Известно, что уже в 229г. до н.э. во времена правления некой иллирийской королевы Теуты римский сенат потребовал от нее обуздать пиратов, на что она сказала, что "по иллирийским представлениям пиратство является законным ремеслом и она не считает себя вправе вмешиваться в частные дела своих подданных". Да еще и один из послов был умервщлен. Римляне расстроились и объявили войну Иллирии, в этом же году римский корабль впервые пересек Адриатическое море. С этого и началось завоевание территорий современной Хорватии римлянами.

Поскольку мы в этом городке не останавливались и местных достопримечательностей я не видела, то и писать о них ничего не буду.

Дальше наш путь лежал в город Трогир, один из древнейших городов Средиземноморья.Старый город расположен на небольшом островке, отделенном узкой протокой от материка и протокой пошире от большого острова Чиово. Материк и острова соединяют мостики, из-за чего Трогир иногда называют "хорватской Венецией".

С историей Трогира все довольно стандартно: сначала было иллирийское поселение, потом пришли греки из Сиракуз (где-то в III в. до н.э.) и основали торговую факторию Трагурион, т.е. место, где пасутся козы. Потом римский период. В V в. Трогир вошел в состав Византийской империи, а в VII веке в этих местах появляются славяне и город оказывается под властью хорватских королей, а потом венгерских. В 1242 г. Трогир укрыл в стенах города и отказался выдать венгерского короля Белу IV с семьей, когда он бежал от монголов во главе с ханом Батыем, сначала на острове Чиово, а затем на островке Кралевач. Остров потому и назван "королевским". С 1420 по 1797г. город под властью Венеции. Потом турецкие набеги, Наполеон...

Входим в город через Северные ворота, главный вход в город во времена Венецианского владычества, над которыми установлена статуя покровителя города Святого Ивана Урсини (Иоанна Трогирского). Иван - вполне хорватское имя, только ударение делается на "и".



Центральная площадь города - площадь Иоанна Павла II, сформированная на месте римского форума. Она во все века была центральной (рыночной) площадью.



На этой площади стоит Кафедральный собор Святого Ловро, построенный в 1213 году на фундаменте древней базилики, разрушенной при нашествии сарацинов в 1123 г. Этот собор упоминается в книге Дэна Брауна "Код да Винчи".



Пилястры (вертикальные выступы стены) фасада украшены рельефными изображениями апостолов и святых в византийском статичном стиле, колонны - аллегорическими изображениями месяцев года со сценками из повседневной жизни согласно изображаемому сезону года. Стилизованные зодиакальные знаки помещены в декоративный рельеф.


Цветочный орнамент и рельефы со сценами охоты, битв и игр.
Портал называют "Портал Родована", высечен он в XIII веке.



Справа и слева от входа обнаженные фигуры Адама и Евы в окружении львов.



Над порталом баптистерия (отдельного помещения, где производится обряд крещения) - барельеф "Крещение Христа".



Внутри собора также много интересного. Например, готическое распятие (1440г.)



или подсвечник из дерева в виде креста (16 в), копирующий венецианский подсвечник из церкви Св. Марка. С какой стороны на него не посмотришь - отовсюду видишь крест.



и еще куча древностей.

В соборе есть еще Капелла Ивана Урсини (Иоанна Трогирского, бывшего первым епископом города) с пышным саркофагом и алтарем. Для того, чтобы пристроить эту капеллу, строители разобрали часть стены собора. Скульптуры, установленные в капелле, сами по себе считаются великолепными произведениями искусства,

но меня больше всего поразили не они. Капелла была построена в 1480-е годы. В куполе изображена фигура Бога, как бы выглядывающего с небес и держащего в руках земной шар. Круглый земной шар. В конце XV века. Джордано Бруно сожгли (среди обвиений в ереси был и постулат о том, что земля круглая) в 1600 году. Более 100 лет спустя!



Вообще-то, внутри Собора нельзя фотографировать, но, как говорят гиды, если не смотрят служители, то можно. Но видимо всякие запреты очень глубоко во мне сидят, что и сказалось на качестве снимков.

Колокольня собора (XV-XVII в.) представляет собой смешение романского, готического и ренессансного стилей, которое можно проследить поярусно. Четвертый, самый верхний ярус, построен в стиле маньеризма, а верхушка украшена металлическим шаром, внутри которого мощи святых-покровителей Трогира.



На колокольню можно подняться (только подъем очень узкий и крутой)



и пофотографировать панорамку города.





Напротив главного входа в собор - роскошный дворец Чипико, типичное жилище вельможи 15в.



Семья Чипико - одна из самых известных династий Трогира XV века. Дворец Чипико имеет уникальное резное венецианское готическое окно. У главного входа есть деревянная резная статуя руки, держащей петушка.



Она снята с носа турецкого судна в середине 1400-х годов, после решающего морского сражения, в котором Турция потерпела поражение. Один из членов семьи Чипико, капитан из Трогира, был участником этого сражения.

Тут же на площади - палаццо Коммунали (на фото слева)



постройка XIV-XV веков, перестроенная в 1880-е годы.



Сейчас здесь размещается городская мэрия.

Рядом - церковь св. Себастьяна с башней с курантами, сооруженная в 1476 г. в знак благодарности св. Себастьяну, спасшему город от эпидемии чумы.



Примерно в то же время на площади справа от церкви была сооружена городская Лоджия (Ложа) - в ней заседал городской совет и проводились судебные процессы. Ложа находится как бы на возвышении. Тут же, на площади, к углу ложи крепился позорный столб. Толпа стояла внизу, на площади. Судьи сидели за массивным столом.



За спиной судей - барельеф, на котором изображены фигуры небесных покровителей Трогира:
Иоанна Трогирского, того же, что и на Северных воротах (с макетом города в руках)



И Святого Лаврентия



За веру свою Святой Лаврентий был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, в 258 г. заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте мое тело!». Так что теперь он всегда изображается с решеткой в руках, на которой он был зажарен.

Раньше в центре помещался венецианский лев и вся композиция называлась "Аллегория Правды", но в 1932г. лев был уничтожен.

Еще в Трогире есть доминиканский монастырь, в котором есть музей, где хранится еще одна достопримечательность города - изображение древнегреческого бога счастливого мгновения Кайроса. Когда гид рассказывала про него, мне подумалось, что речь идет о Гермесе (описание похоже и имя созвучно). Однако, оказалось, что это не так, Кайрос - вполне самостоятельный персонаж http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%BE%D1%81

Кайрос - малоизвестное божество. Считалось, что не каждый оказывается достойным увидеть Кайроса, уловить миг его появления и воспользоваться им. Мифы повествуют, что Кайрос всегда появляется обнаженным, чтобы никто не мог удержать его за одежды, он неуязвим и мгновенно проносится мимо. Что такое счастливый случай? Это лишь не познанный нами закон, это заслуженное человеком стечение обстоятельств, когда ему предоставляется возможность сделать шаг навстречу собственной Судьбе. Так что изображения Кайроса встречаются очень редко.

Лет 100 с небольшим назад кто-то обратил внимание на кусок мраморной плиты, которым придавливали кадку с капустой. И вдруг на плите оказался изображен сам неуловимый прекрасный обнаженный юноша Кайрос! Так плита оказалась в музее. Существует поверье, что если прикоснуться рукой к чубчику Каироса и задумать желание, оно непременно сбудется.

Впрочем, чтобы полюбоваться на него, не обязательно ломиться в монастырь (тем более что он действующий и просто так вас в него не пустят). Копии этой плиты (естественно в уменьшенном варианте) есть в любом сувенирном магазинчике. И в ювелирном.



Я тоже себе магнитик прикупила.

Вышли мы из Старого города на набережную через другие, Южные городские ворота, воздвигнутые раньше первых, в 16 веке. Рядом с ними - сохранился кусок девней стены города.



Когда стоишь перед этими воротами, то справа от них видишь один из древнейших архитектурных комплексов города - построенный в 12 веке монастырь Св.Николая, а слева - башню 13 века, посвященную тому же святому.

А вдалеке с флагом - крепость века Камерленго (слово означает чиновника, ведущего финансовые дела). Крепость была построена Венецианцами в XIII-XV веках как форпост на Адриатике. На Камерленго можно подняться и полюбоваться городом сверху. Но мы туда уже не пошли, удовольствовавшись колокольней Собора св. Ловро. Да и свободного времени оставалось не так уже много. Просто полюбовались издалека.



Не смотря на то, что рассказ у меня получился очень длинным, городишко Трогир очень мал и мил. Конечно, это некий аттракцион для туристов. Эдакий законсервированный средневековый городок. Здесь нет ни одного современного здания. Тем не менее городок вполне жилой и жители живут своей обычной жизнью, не смотря на толпы туристов. Кто-то сушит белье



Деток на веревочке повели на прогулку

Tags: Омиш, Путешествия, Трогир, Хорватия
Subscribe
promo froggy_blonda september 5, 2009 14:25 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Считается, что название города происходит от римского "Лондиниум", что означало "неистовый", хотя есть и иные предположения: от слова Lond (Дикое, заросшее лесом место), от кельтских слов Llyn (озеро) и Dun (укрепление), от древнеевропейского слова Plowonida, что означает "Разливающаяся река".…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments