froggy_blonda

Categories:

На вершине Акрополя. Парфенон.

Мы говорим Афины, подразумеваем Парфенон. Мы говорим Акрополь, подразумеваем Парфенон. Парфенон — то самое место в Афинах, да и во всей Греции, куда туристы устремляются в первую очередь. И с утра пораньше торопятся подняться на Акрополь. По дороге тоже есть много интересного, но я начну, вопреки логике, сверху.

Мы, как и все, входим в комплекс храмов на Акрополе через Пропилеи. Это главный, парадный, торжественный вход в некое сакральное место, храм. Пропилеи афинского Акрополя были построены в 437—432 гг. до н. э. Они давным-давно разрушены, но даже то, что от них осталось, впечатляет.

Пропилеи — это два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой — к вершине Акрополя. 

Сверху вниз по колоннам идут желобки — они называются каннелюры. Желобки неглубокие, с острыми краями. Колонна не имеет основания, а сверху у нее то, что называется капитель. Все это признаки того, что это именно дорический стиль.

А есть ещё стиль ионический. Он отличается от дорического тем, что колонна имеет основание, а капитель чаще всего в виде закрученных «рогов».

И оба эти стиля присутствуют в архитектуре Пропилей.

Потолки портиков когда-то были украшены квадратными углублениями (кессонами), расписанными золотыми звездами по синему фону. 

Пропилеи имели  5 проходов. Центральный проход был предназначен для торжественных процессий, а в обычное время был закрыт воротами. 

Вот так выглядят Пропилеи издалека. 

На переднем плане слева то ли гигантская колонна, то ли основание памятника. Так и есть. Это Постамент Агриппы.

Этот постамент построил царь Эвмен II около 178 г. до н. э. На этом пьедестале стояла квадрига, то есть колесница, в которую  впряжена четвёрка лошадей. А правили ею Эвмен и его брат Аттал. Некоторое время на пьедестале, говорят, стояли статуи Антония и Клеопатры, которые снесли в 31 г. до н. э. А  в 27 г. до н. э. жители города поставили на постамент статую римского императора Маркуса Агриппы. Он был зятем Августа и завоевал славу среди афинян, построив в Агоре Одеон. Но об этом позже.

Пройдя сквозь Пропилеи глаз сразу выхватывает Парфенон. Храм, посвящённый Афине. 

А «через дорогу» от него — Эрехтеон. Между ними сейчас просто камни. А когда-то эти кани были фундаментом Гекатомпедона, который был первым храмом, посвященным Афине, на Акрополе.

Храм Афины под странным названием Гекатомпедон, что в переводе означает стофутовый, был воздвигнут в VI веке до н.э., предположительно на месте дворца Микен во времена правления тирана Писистрата, захватившего власть в Афинах. Писистрат не только возвел на Акрополе храм, но и сделал Гекатомпедон главной святыней города, а Афины — одним из главнейших храмовых центров Древней Греции. Внутри Гекатомпедона располагалась деревянная статуя Афины.

Перед храмом камни на земле - то, что осталось от Гекатомпедона.
Перед храмом камни на земле - то, что осталось от Гекатомпедона.

Гекатомпедон был разрушен в 480 году до н.э. персами, которые во главе с царём Ксерксом захватили и разрушили Акрополь.

Так вот Парфенон. На дворе 447 год до н.э., персы побеждены и выгнаны, Афинское государство на пике своей власти, а храм главной богини, Гекатомпедон, разрушен. Необходим новый. И началось строительство Парфенона. Строили его 9 лет. У власти в Афинах был тогда стратег Перикл (демократия, царей нет аж после Тесея). 

То, что построили архитекторы, стало чудом света. Три имени: Иктин, Калликрат и Фидий. Говорят, первый разработал проект, второй руководил производством работ, а третий отвечал за скульптуры и внутреннюю отделку и, кроме того, к нему прислушивался стратег Перикл, а поддержка главы государства всегда неплохо для строителя.

Так что архитекторы имели право на новаторство и воспользовались им в полной мере. 

Парфенон построен из пентелийского мрамора, который добывался неподалёку. Этот мрамор имеет особенность: изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому спустя время Парфенон оказался слегка разноцветным, с северной стороны храм пепельно-серым, а с южной —  золотисто-жёлтым.

При строительстве Парфенона строители не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор, они тщательно обтачивали блоки по краям и по размеру подгоняли друг к другу. Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены камни поменьше, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Архитектор Иктин разработал проект так, что из одной точки храм прекрасно просматривался сразу с трех сторон. И вообще был визуально удивительно ровным. Для этого он установил колонны не параллельно, а под углом друг к другу. А ещё все колонны имели разную форму. 


В центре Парфенона находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием лично. Она была высотой 11 метров, вырезана из слоновой кости, на деревянном основании, и вся покрыта золотом. Говорят, золота на неё ушла тонна.

Скульптура не сохранилась,и известна только по копиям и изображениям на монетах. Возможно,она выглядела вот так.

Изображение найдено в интернете
Изображение найдено в интернете

В одной руке у неё богиня победы Ника, а в другой — щит с изображением амазономахии (это борьба древнегреческих героев Беллерофонта, Геракла, Тесея, Ахилла и других с амазонками — воинственным племенем женщин). На постаменте вырезано рождение Пандоры, первой женщины в интерпретации древних греков.

Кстати, народ не заходил в Парфенон. Он лишь любовался статуей с улицы через открытые двери. 

Александр Македонский посетил Парфенон в в 323 году до н. э., был восхищён так, что установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов (подарок истинного воина) и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов. Но демократию при этом уничтожил. Так что после его смерти началась чёрная полоса для храма, да и для всех Афин.

Афины скатились в тиранию, потом неоднократно были захвачены  варварскими племенами.  Около 298 до н. э. афинский тиран Лахар снял со статуи Афины Парфенос золотые пластины, а с фронтонов — щиты Александра Македонского, чтобы расплатиться с солдатами. Приблизительно в это же время в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, повредилась арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия. И куда-то делась статуя Афины. Храм восстановили, но...

Но в 146 до н. э. Грецию завоевали римляне и, будучи большими поклонниками греческого искусства, вывезли к себе на родину большую часть скульптур.

Потом наступил так называемый Византийский период, он ознаменовался принятием греками христианства. Где-то во второй половине VI века Парфенон стал христианским храмом и даже кафедральным собором, для чего его перестроили (читай испортили), а самое ценное из оставшегося вывезли в Константинополь. 

В 1458 году Афины были завоеваны Османской империей под руководством султана Мехмета II. Турки превратили Парфенон в мечеть, хотя, как утверждается, никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. 

Почти 400 лет Греция была под турецким владычеством и ничего хорошего Парфенону это не принесло. В 1686 году венецианцы, воевавшие с турками, обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох. Около семисот ядер попало в здание...

Но ничто не вечно, и Османская империя стала слабеть. Афиняне стали использовать обломки Парфенона для собственных бытовых нужд, а европейцы получили полный доступ и возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину.

 В 1832 году Греция наконец-то получила независимость и первым делом провозгласило Парфенон памятником античного наследия. Но что тут сделаешь, когда большая часть уцелевших ценностей в Британском музее, в Лувре... Тем не менее Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции и до сих пор восстанавливают.

Первая часть про Афины здесь: https://froggy-blonda.livejournal.com/93811.html


promo froggy_blonda september 5, 2009 14:25 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Считается, что название города происходит от римского "Лондиниум", что означало "неистовый", хотя есть и иные предположения: от слова Lond (Дикое, заросшее лесом место), от кельтских слов Llyn (озеро) и Dun (укрепление), от древнеевропейского слова Plowonida, что означает "Разливающаяся река".…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded